меню сайта

статистика


статьи и мастер-классы
» статьи » декупаж

история декупажа

Декорирование предметов домашнего обихода вырезанными рисунками имеет давнюю историю и широкую географию. Китайские крестьяне в XII веке создавали специальную бумагу, узорами из которой украшали коробки, шкатулки, окна, фонари и другие предметы. К концу XV века относятся упоминания об использовании вырезанных из бумаги картинок для украшения мебели в Германии. Настоящего мастерства достигали польские рукодельницы, которые от руки искусно вырезали геометрические фигуры, цветы, силуэты птиц и животных.

Однако, декупаж в том виде, в котором его понимаем мы, возник в XVII веке в Венеции как способ декорирования разнообразных предметов утвари и мебели. Толчком для активного использования этой техники послужила мода на восточную мебель, привезенную из Японии и Китая, которая была расписана изящными рисунками и покрыта лаком. Спрос на подобную мебель настолько превышал ограниченное предложение, что мебельщики прибегнули к производству подделок, которые называли «lacca contrafatta» - фальшивый лак.
буфет, lacca contrafatta.
XVIII век.
Мебель, изготовленная в Венеции, с приклеенными и залакированными рисунками по качеству и эстетическим данным не уступала восточной, а стоила гораздо дешевле. Неугасающий спрос стимулировал дальнейшее развитие подобного искусства. Постепенно в производстве мебели стали использовать не только восточные мотивы, но сюжеты картин и гравюр известных художников, которые переносились на тонкую бумагу наемными учениками художников специально для этих целей. Эти изделия назывались «object d'art» - предметы искусства. Параллельно в то время популярным был найм именитых живописцев для росписи мебели, стен и потолков. Оба эти направления декорирования интерьера стоили достаточно дорого, и декупажная лихорадка, охватывавшая все большие слои населения, заставила использовать работы неизвестных художников, которые были недорогими. Так появилось «l'arte del povero», что означает «искусство бедняков».

Недаром эта техника стала называться искусством. Появлялись мастера декупажа, слава о которых разносилась по всему миру. Они изготавливали великолепные шедевры, которые продавались за баснословные деньги, и не только потому, что высоко ценились их эстетические качества. Это был кропотливый и тяжелый труд – на создание одного предмета могли уходить годы. Для достижения необходимого эффекта мастера накладывали до ста слоев лака. Они добивались даже эффекта инкрустации на мебели.

Однако, из прибыльного вида мастерства декупаж в скором времени стал превращаться в модное хобби аристократов. Увлечение декупажем как видом рукоделия началось при дворе Людовика XV, а особенную популярность приобрело при Людовике XVI. Украшались в основном шляпки, шкатулки, туалетные принадлежности, подставки для париков, ширмы и другие мелочи. Как утверждают, декупаж был увлечением мадам де Помпадур, Марии Антуанетты, Джорджа Браммела, а также лорда Байрона. Зачастую в своих работах придворные дамы использовали оригиналы работ известных художников, не снимая копий. Благодаря этому некоторые произведения Ватто, Фрагонара, Буше, Редуте, Пилльмана и многих других выдающихся художников не сохранились до наших дней, отдав дань модному увлечению.

В Англии расцвет увлечения декупажем пришелся на XIX век, оно называлось Japanning. Тогда в большом количестве продавались недорогие листы с отпечатанными изображениями для вырезания. К середине XIX века это увлечение стало массовым. В 1760 г. лондонский издатель, Роберт Сайер, напечатал книгу, ставшую очень популярной, под называнием «Развлечение для дам, или искусство японского стиля». Книга содержала 1500 иллюстраций для художников-ремесленников, но издание пользовалось особенной популярностью у досужих леди. Пять страниц книги было посвящено инструкции по окрашиванию, приклеиванию, лакировке и полировке вырезок. Этим инструкциям предшествовало руководство по составлению композиций.

Из Англии декупаж в качестве хобби проник в Америку, где был широко известен между Первой и Второй мировыми войнами.

Говоря об использовании техники декупажа в искусстве XX века нужно особо отметить Анри Матисса. В последние годы жизни, когда ему уже трудно было писать маслом, Матисс стал делать вырезки из цветной бумаги. Ведь «рисовать ножницами, врезаться прямо в цвет» — это ещё один способ находить идеальные соотношения цвета и линии на плоскости. Мастер настаивал на термине «декупаж», что означает «вырезки», «выкройки» (в противовес коллажу — «наклеиванию»). Одним из наиболее известных работ в этой технике «Blue Nude» - «Голубая обнаженная».
декупаж "Голубая обнаженная".
Анри Матисс
А декупаж «Роза» - масштабное произведение, созданное из вырезанных листов цветной бумаги, наклеенных впоследствии на холст диаметром 193 см - служил макетом главного витража для церкви, строящейся в Нью-Йорке в память об Эбби Олдрич Рокфеллер.
декупаж "Роза". Анри Матисс



















Дополнительная информация:

коротко о декупаже



| комментарии: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ILoveHandMade © 2024 | Хостинг от uCoz


Каталог украинских интернет магазинов Сумской портал